Про полигон ТБО

Автор: Alexandr вкл. . Posted in Народные вести

Давно не было публикаций на тему строительства нового полигона ТБО за Кошкинским логом. Горожане немного успокоились, полагая, что «пронесло».
Однако, районная администрация, пренебрегая рекомендацией Государственной экологической экспертизы предложить для размещения другую площадку, вновь предприняла попытку сдать документы на повторную экспертизу. Место расположения оставили прежним, доработав проект путём удорожания строительства аж до семидесяти семи миллионов!
Может быть, этим и объясняется возросшее стремление главы департамента экологии и природопользования Албеговой Аллы Викторовны всё-таки реализовать задуманное.
Но продолжается и противодействие общественности города опасному проекту: решением Думы города Советска, ходатайством общественного движения «Чистый город», в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» сделана заявка на проведение общественной экологической экспертизы общественной организацией «Всероссийское общество охраны природы».
Кроме того, горожанам будет предоставлена возможность ещё раз решительно высказаться по поводу строительства полигона в опасной близости от Советска и представить свои аргументы на общественных слушаниях, предполагаемых к проведению в районной администрации 17 января.
13 декабря состоялось очередное обсуждение проекта строительства полигона ТБО в Советском районе в Департаменте экологии, где мне довелось выступить с обоснованными опасениями против выбранного места расположения полигона. Основные из них:

- Площадка под полигон находится на водосборных площадях источника городского водоснабжения, в санитарно-защитной зоне водозаборных скважин города;
- При выборе площадки не учтен карст (возможность провала), что доказывает вновь образовавшийся нынче осенью провал по руслу Кукарки в Кошкинском логу.
Эти и другие обоснованные аргументы против строительства полигона ТБО на указанном месте оформлены и отправлены министру природных ресурсов РФ уполномоченным представителем Совета общественности города, депутатом Думы г.Советска Долгушевым А.А.
Анатолий Анатольевич постоянно контролирует процесс и теперь вошел в состав экспертной комиссии для проведения общественной экологической экспертизы. Председатель комиссии - почётный гражданин Советска Валерий Александрович Меньшиков - доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор Проекта Международной аэрокосмической системы мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф (МАКСМ).
Как говорит Валерий Александрович, «катастрофу легче предотвратить, чем пожинать её последствия». Мы все надеемся, что это нам удастся.
Горожан призываю не оставаться в стороне от решения судьбоносной для всех проблемы и активно участвовать в общественных слушаниях. Своё аргументированное мнение нужно подать в районную администрацию и зарегистрировать, а себе оставить второй экземпляр с отметкой о регистрации.
Член общественного совета города Л. Зубкова

 
Официальное уведомление о проведении общественных обсуждений вышло в свет в газете «Вести трехречья» от 17 декабря 2013 года:

Администрация Советского района Кировской области уведомляет о начале проведения с 17 декабря 2013 года общественных обсуждений (в форме общественных слушаний) по корректировке рабочего проекта «Полигон для захоронения твёрдых бытовых отходов для Советского района Кировской области».
Месторасположение объекта: Кировская область, Советский район, земельный участок с кадастровым номером 43:31:351101:420, расположен в 3,5 километрах юго-восточнее г. Советска Кировской области, на землях бывшего сельскохозяйственного производственного кооператива «Октябрьский», в 20 метрах слева от дороги Грехово — автотрасса Советск-Лебяжье.
Заказчиком строительства объекта выступает администрация Советского района Кировской области, юридический адрес: ул. Кирова, д. 5, г. Советск, Кировская область, 613340.
Материалы по корректировке рабочего проекта «Полигон для захоронения твёрдых бытовых отходов для Советского района Кировской области» доступны для рассмотрения и подготовки замечаний и предложений заинтересованными лицами по адресу: ул. Кирова, д. 5, г. Советск, Кировская область, каб. 13 здания № 2 администрации Советского района Кировской области с 13.00 до 17.00 (ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней), тел.: (83375) 2-14-44, 2-18-72.
По результатам общественного обсуждения вопроса 17 января 2014 года в 14.00 по адресу: ул. Кирова, д. 5, г. Советск, Кировская область, в большом зале заседаний администрации Советского района Кировской области состоятся общественные слушания.
 

Если нельзя, но очень хочется, то можно?

Полгода назад в СМИ активно обсуждался вопрос строительства полигона бытовых отходов для г. Советска. Общественность выступала против строительства полигона на выбранном месте. Департамент экологии  и природопользования  Кировской области настаивал на его строительстве, так как работы по его созданию уже начались и, естественно, потрачены какие-то средства.
Волею случая ко мне обратились представители общественности за подтверждением их правоты, чтобы не строить полигон на выбранном месте. Выслушав аргументы против строительства и рассмотрев представленный материал, я согласился с их мнением.
Участок, отведенный под строительство, привязан к истокам р. Кукарки, которая нижним течением пересекает г. Советск. Любые нештатные ситуации в районе полигона могут отразиться на качестве воды в этой речке,  и как следствие, на качестве воды подземного водоносного горизонта, на котором базируется водоснабжение города Советска. Подобная привязка полигона, казалось бы, должна насторожить экологов, но этого не произошло.
Для зоны выбранного участка характерно наличие карстовых пустот и высокая трещиноватость пород, которая способствует быстрому течению подземных вод в толще пород, сложенных известняками и  песчаниками.  На наличие карста указывает известная всем  Зараменская пещера в коренном склоне правого берега р. Немды. Провалы в долине р. Кукарки известны в основном местным жителям, но и они имеют место. Наличие карстовых провалов в русле реки говорит о том, что ее русло находится в подвешенном состоянии, то есть ее воды не соединяются с основным водоносным горизонтом, находящимся несколько ниже уровня грунтовых вод. Утечки воды из русла в нижний горизонт способствуют расширению трещин и образованию полостей, после чего происходит провал поверхности и уход части речной воды в нижележащий водоносный горизонт.  На вопрос - могут ли подобные провалы образоваться в районе полигона, выполненные изыскания ответа не дали. Появление подобных провалов в зоне полигона было бы не так опасно, если бы вниз по потоку подземных вод не располагался город, водоснабжение которого осуществляется за счет подземных вод из скважин, расположенных в черте города.
Сторонники строительства полигона уповали на то, что в случае загрязнения подземных вод город сможет взять чистые подземные воды с Немдинского месторождения, расположенного в районе с. Ильинск в 8-15 км южнее г. Советска. Во-первых, далеко (где найти деньги на его строительство), к тому же в 2013 г это месторождение списано с баланса и на его освоение никто не выдаст лицензию. Сколько городу требуется воды, какой объем этой воды  могут обеспечить существующие скважины, никто не знает, так как запасы подземных вод на участке действующих скважин не оценивались. Где бурить новые скважины, чтобы увеличить водоотбор и вписаться в жесткие требования Роспотребнадзора относительно зон санитарной охраны, никто не знает.
Приведу пример из своей практики. В одном из колхозов Пижанского района, где строительство велось без должного контроля со стороны природоохранных органов, зона санитарной охраны первого пояса на большинстве скважин меньше 30 м. И Роспотребнадзор отказывается согласовать уменьшенные границы первого пояса, которые нельзя увеличить из-за строений.  В итоге запасы подземных вод по этому участку утвердили не как питьевые, а как воды, пригодные только для технического водоснабжения. Понимая ситуацию, комиссия по запасам пошла на встречу, в протоколе написали, что при согласовании размера существующих границ зон санитарной охраны первого пояса, владельцу скважин можно выдать лицензию на добычу подземных вод для питьевого водоснабжения. Подземные воды на данном участке отнесены к защищенным, где зону первого пояса требуется оградить в радиусе 30 м и допускается ее уменьшение.
В г. Советске подземные воды в силу высокой трещиноватости пород, скорее всего, будут отнесены к незащищенным от загрязнения, а следовательно, граница зоны первого пояса должна иметь радиус 50 м от скважины и их сокращение нормативными документами не предусмотрено. Сомневаюсь в том, что большая часть скважин впишется в эти размеры. Значит, большую часть воды, добываемую скважинами, Роспотребнадзор вынужден будет отнести к техническим, непригодным для использования в питьевых целях.  Как поступит Роспотребнадзор в этом случае, неизвестно, но эти вопросы надо как-то решать до ввода полигона в эксплуатацию, так как при оценке запасов подземных вод они возникнут.
Как уже было сказано, нового места для расширения водозабора при необеспеченности водой города действующим водозабором нет. Возможно, место, которое сейчас отводится под полигон, является единственным, где можно бурить новые скважины, чтобы обеспечить город водой.  Как показывают исследования, породы на данном участке обладают высокой водопроводимостью. 
В последнее время говорят о развитии местного туризма. Город Советск и его окрестности очень привлекательны в этом отношении.  Поэтому, даже с этой стороны, «садить» полигон, на выбранном месте не совсем разумно, так как оно хорошо просматривается издалека со всех сторон и вряд ли придаст Советску дополнительную привлекательность.
Территория, отведенная под полигон, привлекательна еще и тем, что она очень удобна для ведения сельского хозяйства. Рельеф ровный, и близко к поверхности залегают грунтовые  воды.  Что может быть лучше в засушливые годы. К тому же  при выборе размещения полигонов строительные нормативы рекомендуют не размещать их на землях сельскохозяйственного назначения или пригодных для сельского хозяйства.
К сожалению, мы еще не можем обходиться без полигонов, значит надо определять приоритеты. Полигон, конечно, нужен, но чистая вода и чистая территория всегда дороже! А  госслужащим, которые этим занимаются, нужно  быть более ответственными за свои решения, свои выводы. Там в будущем можно сделать зону отдыха, вести строительство жилого фонда, место прекрасное, даже старая свалка в Советске находится в более подходящем и безопасном месте.
Недавно я прочитал в «Вятском наблюдателе», что по ряду нарушений, выявленных специалистами департамента экологии и природопользования Кировской области на предприятие действующей свалки в г.Советске оно было оштрафовано Роспотребнадзором. Суд отказал в снижении размера  штрафа. Мне непонятно в таком случае, почему не был наказан хозяин свалки в п. Оричи за аналогичные проступки, когда представители всех природоохранных органов, участвуя в работе выездной комиссии общественной палаты в 2013 г при ознакомлении строящегося полигона, лицезрели старую свалку,  где имели место быть все мыслимые  нарушения. Значит, можно  найти компромисс, но видимо не в  случае с г. Советском. Пусть знают, как вредно спорить с департаментом и идти на поводу «нездорового общественного мнения». Но, право, было бы больше пользы для населения снизить штраф за выявленные нарушения на старом полигоне в Советске и направить эти деньги на оценку запасов подземных вод на действующих водозаборах.
Сейчас, вплоть до правительства, все ополчились на чиновников, требуя их сокращения и ограничения их функций. Виной тому сами чиновники, которые свою деятельность в основном сводят к фискальным функциям.  А если бы их знания и административные возможности направить не на сбор штрафов, пополняющих бюджет, а на грамотное определение приоритетов, контроль  за выполнением предписаний с оказанием административной помощи при их выполнении и разработку законов, способствующих занятию производством с минимальными бюрократическими издержками, с объективной оценкой  предъявляемых требований.
Думаю, в этом случае,  многие не желали бы их сокращения, а наоборот, так как реальное грамотное администрирование и контроль шли бы только на пользу производства и здорового образа жизни.  В этом случае прибыль от работающих предприятий и жизнь граждан были бы, несомненно, богаче и лучше, чем от собранных штрафов.
Гидрогеолог  А.В. Русских
 

КРАТКАЯ  СПРАВКА

Русских Анатолий Васильевич в течение 10 лет работал в Кировском гидрогеологическом участке, который занимался охраной подземных вод, затем 12 лет Кировском Су «Промбурвод» (организация которая занималась разработкой проектов на бурение скважин и их бурением), 10 лет работы в Управлении природных ресурсов Кировской области. Был начальником отдела Гидрогеологии, главным гидрогеологом. 4 года проработал в Управлении Росприроднадзора. В настоящее время работает заместителем начальника управления инженерно-экологических и гидрометеорологических изысканий ООО «Геопроект».
Автор книги «Пещеры и карстовые озера Волго-Вятского края», статьи «Подземные воды Кировской области», «Кто не рискует, тот не пьет чистую воду» и др.
 
Этот и другие материалы читайте в газете НВВ № 51 от 20.12.2013 г.
(Советск, Пижанка, Лебяжье, Верхошижемье, Арбаж)

Добавить комментарий:

You have no rights to post comments